1 0
232 посетителя

Блог пользователя Ruslan Olisaev

Аналитика от IFAM

Анализ данных на основе сочетания фундаментального и фрактального анализа от команды IFAM LLC http://www.ifam-fractal.org/analitika-i-prognozirovanie-ot-ifam
22.04.2017, 00:00

Как преодолеть сырьевую зависимость? Краткий очерк

April 2, 2017

|

Ruslan Olisaev, Faculty of Common Fractal Analysis

Успешность экономики помимо других критериев, по мнению Роберта Аллена, автора труда "Глобальная экономическая история" связана в том числе и с высоким уровнем заработной платы, что заставляет предпринимателей развивать отрасли с более эффективным способом производства, которые являются и наиболее капиталоемкими. Это в свою очередь запускает самоподдерживающийся и постоянно совершенствующийся цикл R&D процессов в большинстве отраслей промышленности с более высокой добавленной стоимостью на выходе. Наиболее показательными примерами являются Англия, Нидерланды, затем США и Германия. США, которые тоже в прошлом являлись сырьевой страной, успешно преодолели зависимость своей экономики от этой особенности своего экспорта.

Англия также начинала как сырьевая страна, имеющая запасы каменного угля, и эта особенность, позволившая получать самую дешевую по отношению к стоимости труда в мире энергию, сыграла свою ключевую роль в превращении Англии в ведущую промышленную державу мира, где производительность труда постоянно росла на основе сочетания дешевой энергии и высоких зарплат английских рабочих. По мнению Роберта Аллена это и стало главным секретом английского экономического роста в противовес дешевизне труда в Азии и в Африке.

Главной отраслью английской промышленности , получившей все выгоды от сочетания дешевой энергии и повышения производительности труда, стало производство хлопка.

Если мы проведем небольшой экскурс в историю хлопка, то обнаружим, что в прошлом мировым центром производства этой ткани был Восток, в частности Индия, где традиции хлопководства насчитывали не одну тысячу лет. Оттуда уже готовые хлопковые ткани экспортировались по всему миру.

С началом эпохи Великих географических открытий взаимодействие европейских и азиатских стран начинает приобретать все более тесный характер. Впереди всех тут шли испанцы, португальцы , венецианцы и генуэзцы . После с небольшим опозданием туда влились и голландцы с англичанами. С момента образования Британской Ост-Индской компании товарообмен между Индией и Англией из небольшого ручейка продуктов превращается в широкий поток товаров и технологий, который со временем приобретал все более односторонний характер из-за уже описанного ранее различия в стоимости рабочей силы и доступа к дешевой энергии.

После изобретения и постоянного усовершенствования ткацкого станка Англия до середины 19 века оставалась мировым лидером хлопчатобумажной промышленности, контролируя 75% мирового производства тканей!

http://www.vehi.net/brokgauz/all/110/110394.shtml

Затем с ростом площадей посевного хлопка в США быстро выросло конкурирующее производство х/б тканей промышленность, где перенимались все передовые методы английской промышленности.

Роберт Аллен в своем труде "Глобальная экономическая история" дальше предлагает в качестве объяснений гипотезу Джона Хабакука (American and British Technology in the Nineteenth Century: The Search for Labour-Saving Inventions By H. J. Habakkuk) согласно которой

"...высокий уровень заработной платы был обусловлен изобилием свободных земель на внешних границах США. Стоит ли получать небольшие деньги в Нью Йорке или Филадельфии, если есть возможность уехать на Запад и создать свою собственную ферму? Тем самым, деловые предприятия получали стимулы к изобретению трудосберегающих технологий, внедрение которых вело к росту ВВП в расчете на душу населения и в конечном итоге еще большем увеличению заработной платы. США вместе с Англией и Нидерландами вошли в узкий круг экономик, в которых на протяжении двух последних столетий последовательно создавались высокопроизводительные капиталоемкие технологии".

Таким образом, успешная индустриализация как результат правильно ведущихся R&D процессов согласно Аллену покоится также на таких важнейших четырех направлений политики государства, которые в своей совокупности образуют "стандартную модель" экономического развития в 19 веке:

1. Массовое образование и его доступность

2.Развитие транспортной системы

3. Создание государственного Банка

4. Тарифная политика защиты промышленности

В отсутствие протекционистских мер индустриализация США не состоялась бы, так как на открытом рынке продукты молодой постколониальной американской промышленности не могли конкурировать с продуктами из бывшей метрополии, где промышленная революция началась гораздо раньше. Политика протекционизма продолжалась очень долгое время, вплоть до 2 мировой войны, когда США сами убрали некоторые пошлины для завоевания внешних рынков.

По каждому пункту можно привести примеры/ контрпримеры своевременного/ сильно запоздавшего развития. Например, система всеобщего школьного образования в США, запущенная в 19 веке и состояние в этой отрасли в странах Африканского континента, основной части населения (аборигенной) Латинской Америки и Азии.

Тоже самое по состоянию развития транспорта. В настоящее время на старейший вид транспорта, водный, морской и речной, приходится ровно две трети мировой транспортной системы, причем на морской, выполняющий роль глобального связующего звена пришлось 62% перевозок.

Владимиров Сергей Арсеньевич

Мировая транспортная система и логистика: основные направления развития// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (46). Номер статьи: 4602. Дата публикации:2016-04-23

http://eee-region.ru/article/4602/

На втором месте стоит автомобильный транспорт с его 13% мировых грузоперевозок. Около 50% мировой автомобильной сети приходится на США, Индию, Россию, Японию и Китай. Тут также лидерами по уровню автомобилизации являются страны США и Западной Европы.

Мировой автомобильный транспорт, 2005 год. Протяженность сети и грузоперевозок

http://www.e-reading.club/chapter.php/127765/13...

Железнодорожный транспорт уступил пальму первенства автомобильному с середины 20 века. И более половины всей ж/д сети приходится на первую десятку стран : США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Францию, ФРГ и Бразилию. По густоте ж/д сети впереди всех стран опять же США и Западная Европа.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%B...

https://www.cia.gov/library/publications/the-wo...

http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_55/IssWWW.exe/St...

Переходя к образованию, можно взять за пример США, как с мирового лидера по многим критериям. С конца 1980-х годов произошло изменение стандартов образования после прихода к власти Джорджа Буша-старшего.

Им совместно с губернаторами 50 штатов были поставлены новые цели и стандарты, которые должны быть внедрены в процессе реформы американской системы образования к 2000 г.:

  • Чтобы все дети, начинающие учиться в школе, были готовы к приобретению знаний.

  • Чтобы 90 процентов всех учеников средней школы оканчивали ее.

  • Чтобы все учащиеся на конкретных ключевых этапах обучения достигали определенного уровня знаний по основным предметам.

  • Чтобы американские учащиеся обладали лучшими в мире знаниями по математике и естественным наукам.

  • Чтобы каждый взрослый американец стал грамотным и приобрел навыки, необходимые для выполнения своей роли гражданина и работника.

  • Чтобы в школах не было наркотиков и насилия и соблюдалась дисциплина, способствующая учебе.

Причем во всех штатах молодежь обязана посещать школу. Этому вопросу уделяется особое внимание со стороны школьных городских советов и властей как муниципальных, так и региональных.

Реформа высшего образования началась с принятия в 1862 году Закона Моррилла, когда началась государственная помощь системе образования путём безвозмездной передачи государственной земли университетам для преподавания сельскохозяйственных и технических наук и подготовки к службе в вооружённых силах. Закон был внесён в Конгресс США представителем штата Вермонт Джастином Морриллом[en] (1810—1898) в 1857 году. по результатам этого Закона в стране появилось более 70 колледжей благодаря безвозмездной передаче федеральных земель штатам под строительство учебных заведений. ( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8...)

Уровень финансирования образования в США в 2005 году составил 878 млрд долларов или около 7,5% ВВП на тот момент, что существенно превосходило военные расходы - 495 млрд или 4% ВВП в том же году. (http://usedu.ru/educational-development/20-fina...)

ТО же касается и уровня финансирования НИОКР. Здесь лидером на 2012 год был Израиль с его 4,4% ВВП на эту статью расходов. Для сравнения Россия затратила на НИОКР в 2012 году чуть более 1% ВВП и заняла по этому критерию 32 место сразу после Венгрии и перед Тунисом.

РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ РАСХОДОВ НА НИОКР

http://gtmarket.ru/ratings/research-and-develop...

В противовес всему вышеприведенному описываются истории экономического развития стран Азии, Африки и Латинской Америки с Восточной Европой, где четко выделялись в качестве главных препятствий:

1. Колоссальное социальное расслоение в обществе и его прямое следствие св виде неграмотности основного бедного населения - Лат.Америка, Азия, Африка.

2. Неразвитость инфраструктуры и гос.институтов- Африка, Азия.

3. Большое количество внутренних пошлин

4. Низкая оплата труда, не вызывающая стимула к запуску цикла R&D процессов.

При всех составляющих негативного отличия самым опасным для будущего и экономики и сохранения самого государства является расслоение в обществе, измеряемой Индексом Джини - статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку), в котором 0 – это идеальное равенство по уровню дохода, а 100 – максимальное неравенство.

https://www.credit-suisse.com/us/en/about-us/re...

Это великолепно описал в своем труде Томас Пикетти, экономист и эксперт по вопросам неравенства, заранее знавший, что этим самым он навлечет на себя шквал критики со стороны лагеря глобалистов и представителей транснациональных корпораций. Он описывал ситуацию в США и считал, что она несет в себе скрытые угрозы для дальнейшего гармоничного развития самих США. Его слова : " Капитал в XXI веке", сегодня уровень неравенства в США выше, чем в Древнем Риме, в царской России, в современном Египте, Тунисе или Йемене, и даже выше, чем во времена рабства в колониальной Америке. Для тех, кто зарабатывает на жизнь, уровень неравенства в США, вероятно, самый высокий, чем в любом сообществе за всю историю, пишет Пикетти.Другими словами, в далеком прошлом в какой-нибудь стране уровень неравенства между безработным гражданином и королем мог быть выше, чем между современным безработным американцем и владельцем крупной корпорации. Но уровень неравенства между работающим американцем и американским олигархом самый высокий в истории.Подробнее:

Но все это намного более органично переносится на нашу действительность. По данному критерию Россия в 2014 году заняла 1 место в мире

Поэтому без достойного начального образования, традиций вузовского обучения, НИОКР, требующих больших вложений, нормальной дорожной инфраструктуры и грамотного регулирования со стороны ЦБ мы не получим никакого рывка в нашей экономике. Протекционизм у нас вроде как есть...

Роберт Аллен. Глобальная экономическая история: краткое введение

https://iep.ru/robert-allen-globalnaia-ekonomic......

John Habakkuk, American and British technology in the nineteenth century: the search for labour-saving inventions (Cambridge University Press, 1962).

https://www.questia.com/american-and-british-te......

0 0